galina_vr (galina_vr) wrote,
galina_vr
galina_vr

«Ограничения как ценность» – о выступлении в Российской национальной библиотеке


Вечер в Публичке прошел, где мы с Леной Хаецкой сказали все, что хотели в защиту жанровой литературы. Я высказалась с опорой на психологические авторитеты. В частности, остановилась на том, как художники (в широком смысле слова) исцеляют, созидают или разрушают жизнь.

Исследователи психологической стороны творчества подметили, что когда в обществе происходят разрушающие процессы, то появляется множество авангардных форм, ускоряющих это разрушение. Так, в 20-30-е годы прошлого века, перед Мировой войны стала исчезать жанровая, сюжетная живопись, на авансцену вышли геометрические композиции – мир рассыпался на части (пример творчества Пикассо). Каков мир последних десятилетий в нашей стране, всем известно. Потому в премиальном мейнстриме и находятся, преимущественно, произведения экспериментально-разрушительных форм.

Авторы жанровых, сюжетных, произведений противостоят этому разрушению тем, что признают ограничения своего жанра. И здесь замечу главный вывод психологии творчества: сознание как таковое возникает из осознания ограничений. Однако личность стремится к спонтанности, и конфликт этих противоположных стремлений порождает настоящее творчество. Ограничения служат берегами рек, придавая спонтанности «форму».

На вечере мы с Еленой Хаецкой развивали эту тему, опираясь на примеры создания собственных произведений. Например, я рассказывала о «тысяче и одном» способе счастливых хеппи-эндов, в том числе вариант совместной гибели героев (есть и такое в одном из моих «формульных» романов). Об этой пресловутой «формульности», «стереотипах» тоже говорилось достаточно.

И вопросы из зала были достаточно интересные. В частности о том, почему одним читателям больше нравятся зарубежные любовные романы, а другие предпочитают отечественных авторов.  Мой ответ: что для кого-то важно неукоснительное следование «формуле», а в отечественных романах жанра форма обтекает бОльший фрагмент жизни, чем только «отношения». Тут же я поспорила с ведущей вечера, редактором Светланой Абовской о границах беллетристики и жанра. Светлана придерживается в этом вопросе позиции официальной критики (где беллетристикой сегодня называют сюжетные произведения известных и как бы настоящих писателей, в частности, Улицкой – возвышая, таким образом, беллетристику над жанром). Я полагаю, что весь «жанр» является составной частью беллетристики.

Или один молодой человек спросил меня, как писательницу любовных романов, о моих личных любовных романах. Я сразу показала на свою дочь Вику, и ответила, что вон та девушка с фотоаппаратом – это плод моей любви с ее отцом. В иные подробности не вдавалась :).

Замечательно выступала и отвечала на вопросы Елена. Ее ответы отличались непринужденностью, хотя эпатировали старшую часть присутствующих. Я в спешке (добралась до библиотеки тютелька в тютельку, к самому началу) забыла включить диктофон, а потому не могу передать всю особенность ее откровений. Запомнилось, например, такое ее высказывание. Лена сказала, что считает два года своих (где-то в прошлом) любовных переживаний потерянными для жизни и даже для творчества (поскольку не вылились даже в произведение), а вспоминается лишь, как она мокла под дождем. Поскольку в блоге  Елены Хаецкой пост о вечере тоже открыт ограниченно (оно и к лучшему, поскольку откровения Лены в мой адрес меня привели в легкое смущение),  могу дать лишь ее открытый отчет на форуме http://krupaspb.ru/forum/index.php/topic,46.msg9444.html#msg9444 (ссылка уже битая, на октябрь 2018 года).

И еще нашлась одна фотография под занавес:
.

Tags: Галина Врублевская, информационное, литпроцесс, творческие встречи
Subscribe
promo galina_vr may 18, 2013 21:56 7
Buy for 50 tokens
Можно ставить любые материалы, исключая записи "только для взрослых".
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 62 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →