galina_vr (galina_vr) wrote,
galina_vr
galina_vr

Какие знания для вас лишние?


 Знания лишними БЫВАЮТ - объявляю это аксиомой. Но что же в нашей (профессиональной) жизни явно ненужное? Если говорить об инженерной или физико-математической подготовке, то там все почти ясно. Многие прикладные дисциплины базируются на фундаментальных. Так, в бытность моей работы в НИИ для расчета акустических характеристик звука мне требовались и высшая математика, и особые разделы физики. Но некоторые предметы вузовского цикла, допустим,  обработка металлов резанием, были мне вовсе ни к чему (хотя могли пригодиться специалистам, работающим на заводе).

 А теперь моя основная деятельность – писательство. Я писатель-практик – и, как говорится, «мы литературных институтов не кончали» :). О чем, конечно же, сожалею, так как не помешало бы. И вот я поступила минувшей осенью на курсы литераторов, прозанималась уже полгода и сделала первые выводы о том, нужными или не нужными оказались для меня те или иные знания.

 

 В нашей  учебной сетке помимо "мастерской" предусмотрены еще и циклы лекций: это и общегуманитарные предметы, и основы писательского мастерства. Что касается писательского  мастерства , будь это лекции или семинары, то на курсах я просто привожу в систему то, что ранее постигла на своем опыте, двигаясь путем проб и ошибок.

 Несколько иное отношение у меня (и у других) к общегуманитарным дисциплинам. Замечу, что из 40 слушателей курсов (причем,  филологов среди них – единицы) более-менее регулярно посещают лекции   человек 12-15. Я – в числе этого меньшинства, потому что мне все ужасно интересно. Интересно – да! Но есть ли польза в них для меня, как для писателя?

 Взять, например, интегрированные курсы античности и средневековья. Они дают слушателям некоторую сумму литературоведческих знаний, представляют историю литературы. Прежде я бессистемно читала отдельные произведения, знакомясь с литературными памятниками, но знакомство с канонами, по которым шло развитие эпоса, драмы, поэзии, случилось впервые. Какой я нахожу во всем этом знании смысл?

 Во-первых, лучше понимаешь, как развитие общественных институтов, жизненного уклада в разных слоях общества влияет на формы литературных произведений. И второе: перекидывая мостик к современности, ищешь параллели, снова задумываешься, для кого пишут современные писатели.

Узнала, в частности, что и в средневековой литературе не было монолитности литературного процесса. Что наряду с рыцарским романом, достаточно прозрачным по своему построению и языку, существовало, например, творчество вагантов (ваганты – слой умных, увы, бедных, но образованных «бродяг»), создающих произведения,  намекающие, пародирующие, на непонятном широким слоям латинском языке.

 Тотчас всплывают мои наблюдения над современным литпроцессом, что и в наше время существует элитарный слой литераторов, пишущих только друг для друга, а не для неискушенных читателей. Впрочем, я отклонилась от темы своего поста, а виной тому пресловутые «лишние» знания.

 Надеюсь, что уважаемые писатели-филологи не станут судить слишком строго коллегу-писателя-математика, продолжающего расширять «круг своего незнания», а тоже поделятся соображениями о лишних или, напротив, нужных    знаниях.

 


Tags: курсы литераторов, литпроцесс, размышления
Subscribe
promo galina_vr may 18, 2013 21:56 7
Buy for 50 tokens
Можно ставить любые материалы, исключая записи "только для взрослых".
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 82 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →