galina_vr (galina_vr) wrote,
galina_vr
galina_vr

«Брендовая фишка» Ларисы Тепляковой





Несколько вечеров я посвятила чтению сборника рассказов и очерков Ларисы Тепляковой «Комедия положений или просто наша жизнь». С первых страниц у меня возникло ощущение, что эта задушевная книга имеет собственное неординарное лицо, или, пользуясь сленгом издателей, имеет ярко выраженную «брендовую фишку». (Термин почерпнула в самой книге, в одном из очерков Л.Т., посвященном тернистому пути писателя). Прекрасная обложка, на которую хочется смотреть и смотреть, уже всеми давно отмечена,  как шедевр оформления, а потому остановлю ваше внимание на «фишке», заключенной в содержании.

 
Сама Л.Т. характеризует свое творчество скромно: «Я пишу житейские истории, приправленные юмором, пронизанные любовью, порой прошитые детективной ниточкой …». Все так – подтверждаю – и все же в этом описании отражена только вершина айсберга.
 
А что же в глубине его? Тут сделаю небольшой экскурс к собственным книгам, и к разговорам с читательницами о них. Мне не раз высказывали пожелание написать о настоящей СЕМЕЙНОЙ любви, не находя ее в моих романтических историях. Я оправдывалась, говоря, что это невозможно, ссылалась на рассказ Льва Толстого «Семейное счастье» (в нем показано, каким мимолетным бывает семейное счастье, как недолог его век).
 
Однако Лариса Теплякова, возможно, не ставя себе такой задачи, сумела написать цикл рассказов, «брендовую фишку» которого я вижу в показе длительных, глубоких чувств между мужем и женой. Нет, нет – не торопитесь предполагать, что в рассказах разведены «розовые сопли» (как любят выражаться некоторые шибко интеллектуальные читатели, пренебрежительно говоря о женской прозе). Там нет описаний ни сладостных «медовых» месяцев супругов, ни ежевечерних сидений пары перед камином, с  зажженными на нем свечами, ни, тем более, откровенных постельных сцен. При всем, при том, рассказы читаются с нарастающим интересом. Что же удерживает внимание читателя?
 
Разумеется, приятный стиль изложения, имитирующий порой разговорную речь. И мягкий юмор, и глубокое проникновение в психологию героев. Но не только.
Большинство рассказов имеют развитие по принципу «комедии положений», давшему название и одному произведению, и всему сборнику. «Положения» выстраиваются так убедительно и естественно, что кажется, что любой эпизод может произойти с каждым из нас, читателей. В самом деле, разве у вас не просили показать куда-то дорогу или не приглашали в мало знакомый дом, или вы не попадали, придя в музей, в длинный хвост очереди? А каждая такая случайность несет неожиданные опасности, соблазны, а то и жизненные повороты.
 
Во многих рассказах главная героиня вовлекается в исключительные события, и нередко  ей приходится балансировать на лезвии порока и порядочности. Рядом случаются смерти и болезни, измены и предательства, волнующие приманки, возникающие исподволь и неожиданно. Но вы помните, с чего я начала эти записки? Верно: если с кем-то ты составляешь две половинки единого, то незримо, неявно, ты выплывешь из любой ситуации, и беда, едва задев тебя черным крылом, проскользнет мимо. Что помогает героине сохранить себя и свое достоинство – свой ли внутренний стержень или ощущение мужского плеча рядом – решать читательницам. И сделать вывод порой бывает непросто, потому что концовки рассказов у Л.Т. чаще всего остаются открытыми (не путать с беспомощными – и таковые я обнаружила, но  только в трех рассказах из тринадцати).
 
 
Если рассказы Ларисы Тепляковой адресованы, преимущественно, женщинам-читательницам, то в очерках, посвященным сложностям начинающего писателя, много полезного обнаружат все пишущие прозу люди.
 
Очерки про взаимоотношения с издательствами – это отдельная песня. Я читала их еще в электронном виде, на сайте avtoram.com и почерпнула из них немало полезных сведений. Но в бумажном виде – удивительный эффект бумаги – строки будто пропитались  эмоциями автора. Информативность дополнилась со-чувствованием. Читая, как реагирует Л.Т. на очередной отказ изд-ва, я вспоминала, собственное ощущение «конца света». И, радуясь любой зародившейся надежде на издание книги Л.Т., трепетала вместе с автором.
Мне кажется, что эту часть сборника, главу «Очерки», необходимо издать отдельной книгой, назвав, например: «Как издать книгу и не сойти с ума». Думаю, что вся многотысячная аудитория пользователей сайта proza. ru с ног собьется в поисках этой книги – она того стоит!

В заключение, приведу еще одну цитату из очерка Л.Т. : «Но в одном я твердо уверена, среди нас (то есть, пишущих – Г.В.) есть настоящие звезды, им только надо помочь воссиять». И потому, воспользуюсь этим откровением, и введу новый тег – наши звезды. Пусть же первым постом под этим тегом станет мой отзыв о книге Ларисы Тепляковой. 
  


Tags: авторы-писатели, проза, рецензии на других
Subscribe
promo galina_vr may 18, 2013 21:56 7
Buy for 50 tokens
Можно ставить любые материалы, исключая записи "только для взрослых".
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments