galina_vr (galina_vr) wrote,
galina_vr
galina_vr

Почему среди классиков нет женщин ?

 

Здесь имею ввиду писателей-женщин, включенных в школьную программу.  Попытаюсь развить мысли,  кратко озвученные при выступлении  в Публичке, а также уточнить свою позицию по вопросам женской и мужской прозы. У филологов нет оснований беспокоиться о том, что неспециалист вторгается в их владения. Я нахожусь в своих владениях, а именно в рамках психологического литературоведения.


              В нашей стране это сравнительно новое направление исследований, хотя написаны уже первые монографии и диссертации. По тексту повести или романа можно разгадать  психологический тип автора, или хотя бы актуализацию типа его личности  (истероидная, параноидальная, шизоидная и т.д.), а также определить его гендерную самоидентификацию (совокупность биологического пола индивида и его социальных устремлений и типов деятельности).

 

А теперь перехожу на простой человеческий язык: проза, написанная мужчинами и женщинами, различается. И отнюдь не оценочным образом: хорошо/плохо, а по принципу выраженности в произведениях писателей природного и умозрительного. Как вы думаете, почему на факультетах филологии так мало мальчиков?
 

 

Правильно подумали те, кто вспомнил, что мальчики любят машинки (технику), а девочки проигрывают отношения между Баржи и Кеном. И уж во всяком случае, те девочки, которые пошли на гуманитарные факультеты,  особенно чувствительны, эмоциональны (с активно выраженной правополушарной деятельностью). Что не исключает у них и аналитических способностей. Соответственно, мужчины-филологи, обладающие всеми мужескими чертами, тоже порой бывают возвышенно-чувствительны.


Итак, есть общепринятые мужские ценности: борьба за власть, забота о переустройстве  мира, о видении в женщине идеальной  подруги (или идеальной любовницы). Это психологи называют  "мужским полем".

Есть ценности чисто женские: материнство, деторождение, поиск мужчины-защитника, желание мира, гармонии, красоты – это "женское поле".

 

Мужчины-писатели (которые пришли в писательство из самых разных профессий) играют обычно на своем мужском поле, создают аналитические текста неимоверного объема, но … В первую очередь, рассматривая «обустройство»  мира, например,  «Архипелаг ГУЛАГ» Солженицина. Разумеется, такого рода мировоззренческие книги, отражающие состояние общества, и попадают в школьную программу (не столько в советскую, сколько в государственную) .

Женщины-писатели (тоже обладатели различных профессиональных дипломов) также способны отражать вопросы жизнеустройства и борьбы за власть. Но,  играя на чужом поле, делают это хуже, чем их собратья по перу, потому в школьных классиках не значатся. Однако дело тут и  в приоритетах самой школьной программы: к чему она готовит детей?  К тому, чтобы стать винтиком государственной структуры? Или к тому, чтобы каждому гражданину и гражданке обрести внутреннюю гармонию жизни и достигнуть  индивидуальных вершин успешности, а не тех, что «общеприняты»?

На этом, женском поле, женщины-писатели  чаще оказываются интереснее своих собратьев по перу мужчин.

То есть проза может быть маскулинной, феминной или  андрогинной, то есть  с комбинированным гендером. 
 

Напоследок скажу о главном участнике процесса чтения – о читателе. К нему тоже приложимо смещение интересов на женское или мужское в книгах.

Для меня, как для читательницы, мужское – это "Голубое сало" Сорокина (добила его с большим трудом и отвращением) и «Кысь» Татьяны Толстой (читала с любопытством, но не более того), Ольга Славникова («Один в зеркале», повесть «Старик и Смерч»).

Упомянутые авторы-женщины в других произведения  сдвигались  и в сторону женского поля.

Чисто женское – Улицкая (рассказы и некоторые романы), Галина Щербакова ( «Вам и не снилось», «У ног лежачих женщин»).

 

Кто не испугался много букоф, и дочитал до конца, вполне может высказать в комментах свое согласие или недовольство с гендерным подходом к литературе .


Повторю напоследок про  «свой Карфаген»: женская литература более искренняя, природная, а мужская – заметно умозрительнее, но объемнее.   Дополняя друг друга,  обе ветки сливаются в единый литературный поток.

 

 

 

 

 


Tags: гендерное, литпроцесс
Subscribe
promo galina_vr may 18, 2013 21:56 7
Buy for 50 tokens
Можно ставить любые материалы, исключая записи "только для взрослых".
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 179 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →