galina_vr (galina_vr) wrote,
galina_vr
galina_vr

Чем мотивируются поступки и решения



В последние дни в различных блогах мне приходится доказывать, что нельзя ставить знак равенства между мотивацией, идущей от ума, и мотивацией, идущей от сердца. Так было в разгоревшемся на ФБ споре вокруг окрашенных французским флагом аватарок. К этому склонился и разговор в другом блоге о воспитании детей (насколько спонтанно или, напротив, продуманно мы приучаем их к чему-то). Но во всех этих и подобных спорах не учитывается один важный момент, тот, что давно учли психологи в рекламе: а именно, что следует разделять рациональную и эмоциональную мотивации.

Я сфотографировала страничку книги А.С. Кармина «Психология рекламы». Правда снимок делала через скайп, и он вышел нечетким, но разница между рацио и эмоцией понятна без дополнительных толкований. В этом же абзаце приводятся характеристики, данные Блезом Паскалем этим двум способам коротко и ясно: «способ убеждать» и «способ понравиться». Поэтому рекламисту (которому и адресована книга) предлагается или воздействовать на потребителя аргументами, или искать путь к сердцу.
Приводятся и примеры.

Реклама машины через рациональную мотивацию: «прочный оцинкованный кузов, надежный уфимский двигатель, новая система качества».
Реклама машины через эмоциональную мотивацию: «УАЗ – потому что, я настоящий мужчина».
Поэтому нельзя считать полноценным спор, когда один блогер говорит «А я люблю Францию и хочу выразить с ней солидарность посредством флага» (эмоциональный подход). А другой блогер начинает с ним спорить: «А вы учли, что в Ливане, Сирии, Израиле куда больше погибших? Так почему вы не краситесь в их цвета?»(рациональный подход). Разумеется, и один и тот же поступок у разных людей тоже может быть вызван разными мотивами.

Поэтому часто идет разговор слепого с глухим. Один открывает свои эмоции, а другой прибегает к рациональным аргументам. И эти аргументы как правило для каждого вопросы отдельные.

А вот эмоции достаточно унифицированы при том, что есть и тут разные классификации. К примеру такая:
1. Интерес 2. Радость. 3. Удивление 4. Горе. 5. Гнев
6. Отвращение. 7. Презрение. 8.Страх. 9. Стыд. 10. Вина.

p.s. Рядом с книжкой я посадила и одного из своих любимых мишек – чтобы пробудить как раз эмоции :). Хотя для рациональной мотивации, направленной на то, чтобы этот пост был прочитан, мой медведь абсолютно лишний.
Tags: психологическое, странности бытия
Subscribe
promo galina_vr may 18, 2013 21:56 7
Buy for 50 tokens
Можно ставить любые материалы, исключая записи "только для взрослых".
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 68 comments