galina_vr (galina_vr) wrote,
galina_vr
galina_vr

Как писать рецензии на книги

 

 Напомню, что я не только писательница без литературного диплома, но также никогда, даже в школе,  "не проходила" тему: "Как писать рецензии на книги". А писать их  иногда приходится. И хотя это занятие меня мало привлекает, уже сложились кое-какие навыки. Здесь я хочу поделиться некоторыми своими наработками (и не только своими  :)). Разумеется, для филологов мои откровения не бог весть что, но кому-то, может быть, они и пригодятся.

 Замечу, что мой скромный опыт касается исключительно ЖЖ.

Итак, я выделила для себя 3 целевых аудитории (иначе, пишу рецензии трех видов).

  1. Закрытая рецензия на текст или книгу начинающего автора. 
  2.      Открытое послание в книжное сообщество типа «что_ читать» на книгу, рекомендуемую мною к прочтению
  3. Обсуждение   «толстожурнальных» авторов

 

Ниже подробно покажу, какие фразы наиболее употребимы :) в каждом направлении:

 

1.      Закрытая рецензия текста.

 

Пишется исключительно ради возможной пользы рецензируемому автору, как правило, по его просьбе. Здесь можно сказать, что рассказ затянут, сюжет слабоват, что маловато сцен или, напротив, излишек диалогов. Что нарушен ритм произведения, что характер не прописан, что образ блеклый. Однако в заключение следует непременно похвалить книгу или рассказ, чтобы у автора крылья не опустились. Для этого хороши фразы:

жизненно, правдоподобно, интересные факты, оригинальная идея.

 

2.  Открытое послание на книгу, предлагаемую мною к прочтению

 

Рецензия пишется, чаще всего, по настроению. Начинаешь с фразы: «Берешь книгу, настраиваясь на то-то …Книга похожа на причудливый сон … Мимо этой книги не смогла пройти, меня зацепило …».

 Причудливая (печальная, увлекательная) история. Некоторые страницы …Отдельные недостатки не умоляют … Удручает некоторая …

Самые удачные места …

 

3. Обсуждение «толстожурнальных»  авторов

 

     Тут надобно помнить, что напечатанное  в толстых журналах относится к «высокой» литературе. Далее происходит разветвление:  сюжетная проза или концептуальная. Следовательно, можно поговорить  о сюжете или о концепции. Неплохо подчеркнуть социальную ориентированность  произведения, а если она отсутствует, то отметить художественно вытворяемые особенности (метафоричность, образность, игру слов). Если пойти еще дальше (сама так далеко не забиралась), то набросать побольше умных слов: нонконформизм, квазинародность,  симулякр и, непременно,  многозначные термины – дискурс и наррактив.

Наряду со всеми этими словами, однако, можно честно признаться, что книга доставила мне удовольствие (или оказалась невероятно скучна).

 

 Понимаю, что моя классификация не полна, а потому  дополнения приветствуются..

 

 


Tags: курсы литераторов, литпроцесс, мастерство писателя, рецензии на других
Subscribe
promo galina_vr may 18, 2013 21:56 7
Buy for 50 tokens
Можно ставить любые материалы, исключая записи "только для взрослых".
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 45 comments