galina_vr (galina_vr) wrote,
galina_vr
galina_vr

Чувственная математика

Едва нашла в сети трейлер документального фильма,который посмотрела на днях в кино, и хочу о нем рассказать. Особенно полезен фильм будет писателям. Из трейлера, вряд ли, что поймете (он к тому же идет без перевода и там только два русских персонажа, остальные француз, голландец, итальянец - примерно так), так что попробуйте его посмотреть после моего рассказа (чтобы дважды не вставать не смотреть).
http://films.imhonet.ru/element/1209688/trailers/

Увидев на афише кинотеатра эти два слова, что вынесены в заголовок поста - это название фильма на русском языке - я сразу поняла, что не пройду мимо. Математика для меня всегда была "чувственной", потому я и стала писать "любовные романы" :). То есть решая задачи, возясь с интегралами, я оперативно сочиняла для себя какие-то занимательные истории для констант и переменных, одушевляя их, что позволяло мне вполне успешно справиться с заданиями.

А теперь, просмотрев фильм, я увидела, как чувствуют математику другие. "Другие" в этом фильме - это шесть мужчин-математиков разной степени известности, из разных стран.
Оказалось, что воспринимают математику они по-разному: через зрительные образы, слуховые, обонятельные, звуковые. И через эти, общие, понятия они смогли рассказать и широкому зрителю о смысле сложнейших математических зависимостей. Здесь я увидела аналогию и с писательской работой, когда автор передает, например, физиологию секса через метафоры, через другие понятия.

Сейчас попытаюсь дать представление о том, как формулы расшифровывались через метафоры.

Имена ученых быстро промелькнут в титрах, а некоторых вы узнаете в лицо, как например академика Фоменко. Я же лишь  скажу об их способах популяризации математических зависимостей, не называя, кто что сказал.

Начинается совсем с простого. Некий математик иллюстрировал закон энтропии на примере праздничного стола (показан конкурс выпечных изделий в каком-то западном колледже). Вначале все торты пристойны, красивы, но вот гости отрезают кусочек от одного-другого, в итоге "разоренный стол": крошки, ошметки, брошенные пластмассовые вилки и скомканные бумажные салфетки. Это 10 минут экранного времени и в конце фильма (и в трейлере тоже) одна минута, где ученый в темпе ускоренной съемки исписывает две аудиторные доски.

Наш академик Фоменко выдувает мыльные пузыри на хитроумных рамках, чем иллюстрирует геометрические поверхности, их способность в естественных условиях минимизировать площадь.

Еще одна задачка на минимизацию: сложить компактно кубики, шарики, пирамидки - это тоже вошло в трейлер.

И танцы попали в трейлер не просто так. Некий математик в детстве обучался музыке, и опирается на ее законы, исследуя математические закономерности. Он находит ассоциации между неким динамическим законом чисел и движением большой группы танцующих в зале, отмечая, что двигаются танцевальные пары активно, но фактически остаются на одном месте.

Очень интересен биологический закон выделения одного аромата из воздуха, насыщенного запахами. (В трейлере вы увидите исследователя на рыбном базаре).

И в заключительных кадрах еще один русский математик объясняет суть форм гипербол на примерах растения с листиками резной формы.
Фильм идет 60 минут, а трейлер - 5 минут.

В общем нам, писателям, учиться и учиться у математиков описывать явления жизни с помощью понятных элегантных сравнений.

Tags: информационное, кино и ТВ, литпроцесс, лытдыбр, мастерство писателя
Subscribe
promo galina_vr may 18, 2013 21:56 7
Buy for 30 tokens
Можно ставить любые материалы, исключая записи "только для взрослых".
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments